Что такое CRM?
ПРОСТО И БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ
Что вообще такое CRM?

Это система взаимоотношений с клиентами, которая отвечает за:

  • привлечение новых клиентов
  • развитие уже существующих клиентов
  • повышение лояльности к вашему магазину/бутику

CRM-система собирает данные о каждом клиенте в одном месте. С помощью этой информации вы можете отслеживать путь покупателя и делать релевантные предложения на каждом этапе. В результате доход компании может вырасти до 40% на магазин, а цикл продаж - сократиться на 8-14%.

Что должна уметь CRM для розницы?

  • Знать все о покупателях магазина: историю покупок, средний чек, любимый товар, хранить комментарии от продавцов/менеджера/директора.
  • Сегментировать клиентов. Например, VIP-клиенты, клиенты, которые покупают определённые товары и т.п.
  • Делать рассылки: SMS, e-mail, WhatsApp.
  • Вести бонусную программу.
  • Контролировать всё, что происходит с вашими покупателями.
В 99% случаев CRM-система уже встроена в программы учета остатков и касс. Если нет, то с вашей программой учета могут быть интегрированы специальные внешние сервисы.

Все данные о покупателе передаются в его карточку: контакты, бонусная карта с накопленными бонусами, дополнительные поля, комментарии, история. Статистика накапливается автоматически, пока вы продаете: сумма и количество продаж, возвраты, средний чек, сумма скидок, прибыль, дата первой и последней продажи.


Ваша задача - отслеживать действия покупателей и сегментировать их по внутренним критериям.

Для CRM нужен отдельный специалист?

В идеальном мире, с этой задачей справится маркетолог. Он сможет анализировать статистику, которая собирается в реальном времени, и предлагать маркетинговые мероприятия, которые будут направлены на привлечение и развитие покупателей.


Но чаще всего малый бизнес не имеет возможности нанять отдельного сотрудника на постоянной основе, а потому пользуется услугами фрилансеров или справляется собственными силами. Даже при таких условиях внедрение и использование CRM возможно и может быть вполне успешным.

А CRM подходит только для розничных продаж?
Нет, современный функционал CRM-систем позволяет интегрировать в них разные каналы продаж: офлайн-точки, интернет-магазин и социальные сети. А самое главное, что все общение происходит в одном диалоговом окне и сохраняется внутри карточки вашего покупателя.

В любой момент вы сможете открыть карточку любого покупателя и посмотреть, когда, как, а главное через какие каналы продаж он совершал покупки.

Нужен хороший компьютер для CRM-программы?

В основном, все CRM-системы облачные и им не нужна установка на компьютер.


Для загрузки данных потребуется компьютер, планшет или телефон с выходом в интернет. Вы сможете заходить в режиме онлайн и смотреть необходимые вам данные.

Самое главное: "А сколько стоит?"

Если вы используете систему учета и продаж, в которую уже встроена CRM-система, то чаще всего она либо входит в тариф, либо потребуется небольшая доплата.


Если говорить об отдельных решениях, которые работают в связке с 1С или другими системами учета без встроенной CRM, то стоимость одной лицензии составляет в среднем 500-2000 рублей в месяц. Практически у всех систем есть пробный период на срок до 14 дней, который поможет понять все преимущества их использования.

А какие CRM-системы можете посоветовать?

Мы в Alpecora для оптовых продаж используем amoCRM. Ключевые факторы, по которым мы сделали выбор именно в пользу этой системы ведения клиентов:

  • российская компания, которая точно не уйдет с российского рынка
  • удобный интерфейс для ведения сделок и выполнения задач
  • большое количество готовых сторонних интеграций
  • настройка воронок продаж и их автоматизация
  • наглядная аналитика работы менеджеров
  • планирование и разработка маркетинговой стратегии

Для розничных продаж (как в онлайне, так и в офлайне) рекомендуем RetailCRM. Для малого бизнеса (при количестве заказов менее 300 в месяц) здесь доступен бесплатный тариф.