виды переплетений в пряже
Рассказываем о видах вязаного трикотажа
Слово «трикотаж» берет своё происхождение от французского слова «tricoter» и переводится как «вязать». Ведь трикотажное полотно получается путем образования петель из нитей и переплетения этих самых петель.

В отличие от тканей, для выработки которых необходимо две системы нитей, перекрещивающихся под прямым углом, для изготовления трикотажа достаточно одной системы нитей.

Это может быть или система поперечных нитей, образующих кулирный трикотаж (его еще называют «поперечновязаный»), или система продольных нитей - основовязаный трикотаж.

  • а - кулирный трикотаж
    б - основовязаный трикотаж
Поперечновязаный трикотаж состоит из непрерывной извивающейся нити, образующей ряды петель, лежащих в одинаковом направлении поперек полотна. Между петлями в таких полотнах имеется свободное пространство, что позволяет им легко растягиваться во всех направлениях. Если нить обрывается, то происходит распускание петель.

Основовязаный трикотаж состоит из большого числа нитей, идущих по длине полотна, причем каждая нить образует петли, переплетающиеся попеременно с петлями в смежных столбиках слева и справа. Если вырезать маленький квадрат из такого полотна, то нельзя будет легко выдернуть нити с любой стороны.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕПЛЕТЕНИЙ ТРИКОТАЖА
Переплетения делятся на главные и рисунчатые.

К классу главных относятся переплетения, состоящие из одинаковых элементов структуры (петель).

Переплетения, образованные из сочетания нескольких одинаковых главных, называются производными.

К классу рисунчатых относят переплетения, выработанные на базе главных, но с введением в них дополнительных элементов (набросков, протяжек, дополнительных нитей) или с изменениями процессов выработки. Каждое рисунчатое переплетение можно вырабатывать на базе разных главных.
Раппортом переплетения называется наименьшая часть рисунка, периодически повторяющаяся по форме, цвету и составу петель.

Достаточное представление о составе и чередовании петель трикотажа дает его графическая запись. В графической записи трикотажа условно показывают прокладывание нити при образовании раппорта переплетения.
Главные переплетения
Главные переплетения поперечновязаного (кулирного) трикотажа - это гладь, ластик и двухъизнаночный трикотаж.





Гладь — это кулирное переплетение, изнаночная и лицевая стороны которого отличаются.

Лицевая сторона гладкая, ровная, с четко выраженными петельными столбиками, идущими вдоль полотна.

Гладьевое полотно хорошо растягивается и легко распускается при необходимости. Но есть у такого полотна и свой недостаток — закручиваемость на краях.


Ластик — это переплетение с одинаковой лицевой и изнаночной стороной. В ластичном переплетении чередуются столбики петельных палочек со столбиками петельных дуг.

По сравнению с гладью, ластик более объемный. К тому же он прочнее и не закручивается по краям.
Рисунчатые переплетения
Базой для получения рисунков в процессе вязания служат главные переплетения и их производные.

Рисунок можно создать, изменяя в переплетении в определенной последовательности цвет петель, их ориентацию (путем перекрещивания) или структуру (вводя протяжки, сдвоенные петли и т.д.).

Видов рисунчатых переплетений очень много. Расскажем подробнее лишь о тех, которые чаще других встречаются в трикотаже Alpecora.

АЖУР
Ажурные переплетения получают путем переноса отдельных петель в соседние петельные столбики. В результате на полотне образуются отверстия, создающие разнообразные ажурные рисунки.
ЖАККАРД

Слово «жаккард» произошло от фамилии французского ткача Джозефа Мари Джаккара, который в 1808 году изобрёл ткацкий станок для изготовления такой ткани. Это позволило механизировать сложный процесс изготовления жаккарда, который ранее выполнялся только вручную.


В вязание термин «жаккард» перекочевал из-за похожего принципа работы. Точно так же, как и для тканей, жаккардовое вязание – это создание различных рисунков и узоров при помощи переплетения нитей разных цветов. С использованием этой техники вязания можно добиваться различных интересных эффектов, создавать любые узоры, повторять любые принты с тканей.


Жаккардовое вязание - это один из самых дорогих способов изготовления трикотажных изделий, так как для вязания используется сразу несколько цветов нитей. Жаккард вяжется намного дольше, чем гладкое полотно, имеет гораздо больший вес и плотность. Но в то же время жаккардовые вещи гораздо более теплые.



Однофонтурный жаккард имеет по изнанке протяжки, как на вручную вязаных изделиях. Это самый тонкий из всех видов жаккардовых переплетений, поэтому мы используем его в летних коллекциях.

Технически этот вид жаккарда вяжется на одной фонтуре (игольнице) машины. Важно, чтобы петля каждого цвета повторялась не более, чем через 5 петель другого цвета, иначе протяжка по изнанке получается слишком большой.

Накладной жаккард в двухцветном варианте имеет очень интересную особенность: рисунок по изнанке является инверсией рисунка по лицу.


Фактически, двухцветный накладной жаккард - это двустороннее полотно. Он вяжется дольше всего, так как машина фактически провязывает один и тот же рисунок в двух полотнах разного цвета.


Неполный жаккард - это переплетение, каждый лицевой ряд которого образован двумя или несколькими нитями. Петли в нем располагаются по рисунку, а каждый петельный ряд изнаночной стороны формируется из двух нитей, петли которых чередуются через одну (в виде «галочки»).​​​​​​​


Неполное жаккардовое переплетение удобнее, проще и выгоднее для производства многоцветного трикотажа. Поэтому его мы используем чаще всего.


Полный жаккард представляет собой переплетение, в котором петли одного ряда лицевой стороны образуются по рисунку из нескольких нитей, в то время как изнаночная сторона состоит из рядов петель, образованных каждой нитью отдельно.


В коллекциях Alpecora вы не найдете такого вида переплетения в связи с его высокой стоимостью, низкой производительностью и некрасивым внешним видом (в полном жаккарде всегда немного просвечивает изнаночная сторона).

ИНТАРСИЯ
Интарсионное вязание - это техника цветных вставок и узоров на трикотаже с помощью пряжи разного цвета или фактуры. Само слово «интарсия» пришло в наш язык из итальянского и дословно переводится как «вставка».

Основная особенность и преимущество техники заключается в том, что при вязании таким способом отсутствуют протяжки из ниток с изнаночной стороны изделия.

Толщина интарсионного трикотажа равна толщине вязания кулирной глади. На вязальной машине на каждый цвет вязания в каждом отдельном ряду нужен отдельный нитеводитель. Поэтому вещи, связанные интарсионным рисунком, обычно имеют более простые геометрические узоры с меньшим количеством повторений отдельного цвета.

Интарсионный рисунок дольше вяжется за счет того, что каретка вязальной машины на каждый отдельный цвет (после провязывания рисунка этого цвета) делает холостой ход в исходную точку. То есть, если в одном ряду используется 4 нити, то этот ряд будет вязаться в 4 раза дольше, чем аналогичный ряд, связанный гладью.
Отдельный подвид интарсионного рисунка: вязание жаккарда на интарсии. Мы часто используем этот прием для повторения отдельного элемента рисунка или для создания эффекта принта. Рисунок при таком способе производства вяжется облегченным неполным жаккардом (по изнанке провязывается не каждая петля, а через одну, что дает меньшую толщину вязки), тогда основная деталь изделия вяжется лицевой гладью, а сам рисунок - жаккардовым переплетением.

ПРЕССОВЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Прессовые переплетения отличаются тем, что кроме петли в них используется накид. Это повышает толщину и объемность полотна. При формировании прессовых переплетений некоторые новые петли протягивают сквозь старые петли второго или третьего ряда, а также через открытые петли, которые не были сброшены на старые петли.


Прессовые переплетения фанг и полуфанг получаются тогда, когда рабочая нить набрасывается на иглу (образуется накид или набросы) один или несколько раз подряд, а затем все накиды провязываются вместе одной петлей. В этом месте получается «жучок» - полотно стягивается по вертикали, то есть «спрессовывается».


Имитация ажура в прессовых переплетениях достигается за счет индексов петель. При образовании ажура прессовые петли стремятся выпрямиться и как бы давят на соседние петельные столбики. Одновременно прессовая петля оттягивает соседнюю простую петлю, на которую ее сбросили.
Прессовый жаккард получается с помощью смены цвета в каждом чётном ряду. Узор образуется на полотне за счёт цветных петель на лице полотна или цветных фангов (накидов) на изнанке.
КОСЫ И АРАНЫ
Косами называют регулярное переплетение полос через какой-то промежуток (петли меняют местами в левую или правую стороны).

Араны представляют собой дорожки и жгуты, образующиеся смещением полос. Причем полосы необязательно должны пересекаться, они могут идти и параллельно. Простая волнистая линия, проходящая через полотно и не пересекающаяся с другими элементами, - это тоже аран.
Старинная техника аранского вязания - родом с Аранских островов, расположенных у западного побережья Ирландии. Поэтому такое вязание часто называют ирландским.

На этих островах издавна жили рыбаки, и именно для них вязались из домашней овечьей шерсти теплые свитера с характерными узорами. В каждой деревне использовались определенные виды вязки, и каждая семья создавала свой оригинальный узор, переходящий из поколения в поколение.

И сегодня в деревне Килронан, расположенной на одном из островов архипелага, существует музей аранских свитеров. Там собраны образцы оригинальных местных узоров, бережно хранящихся поколениями вязальщиц.
Араны и косы чаще всего становятся центром внимания в трикотажных изделиях. Поэтому они не используются в качестве единственного вида переплетения, а располагаются на фоне глади. Эффектнее всего араны смотрятся на светлых однотонных полотнах.